разъяснения по 442-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ

«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

вступил в силу с 1 января 2015 года

и заменил собой федеральные законы

от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 

и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

 

Основные понятия, которые используются в законе

  • социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
  • социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
  • получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
  • поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
  • стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
  • профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Права и обязанности получателей социальных услуг

  • Получатели социальных услуг имеют право на:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона.

  • Получатели социальных услуг обязаны:

1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

Права и обязанности поставщиков социальных услуг

  • Поставщики социальных услуг имеют право:

      1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;

      2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;

      3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

      4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

  • Поставщики социальных услуг обязаны:

     1) осуществлять свою деятельность в соответствии с  федеральными законами, законами субъекта РФ и иными нормативными правовыми актами;

     2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии

с индивидуальными программами и условиями договоров,

заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований закона;

     3) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 закона №44-фз;

     4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию

об их правах и обязанностях,

о видах социальных услуг,

сроках,

порядке

и об условиях их предоставления,

о тарифах на эти услуги

и об их стоимости для получателя социальных услуг

либо о возможности получать их бесплатно;

     5) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

     6) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;

     7) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 закона №442-фз;

     8) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

     9) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;

   10) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;

   11) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

   12) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;

   13) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.

  • Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:

    1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;

    2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;

    3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.

Принципы социального обслуживания

  • Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • добровольность;
  • конфиденциальность.

Система социального обслуживания

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;
  • орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных законом полномочий в сфере социального обслуживания;
  • организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
  • организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации;
  • негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющиех социальное обслуживание.

Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг

  • Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей.

      Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с     законодательством Российской Федерации.

  • С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме,

      допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в

      интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и

      официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

  • Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Формы социального обслуживания

  • социальное обслуживание на дому;
  • полустационарное обслуживание - предоставление соцуслуг в определенное время суток;
  • стационарное обслуживание - предоставление соцуслуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании получателя социальных услуг (далее -ПСУ) в организации соцобслуживания.

 

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг

исходя из потребности гражданина в социальных услугах.

 

С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании,

орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации,

определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и

составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. 

 

Социальные услуги предоставляются на основании договора,

заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем.

 

В субъектах Российской Федерации формируются и ведутся

реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг.

 

 

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги.


 

Обстоятельства, при наличии которых граждане

признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 фз № 442)

 

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

 

  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

 

  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

 

  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

 

  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

 

  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 

  • отсутствие работы и средств к существованию;

 

  • иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации: 

     

     Для Вологодской области это (согласно статьи 2 закона 3493-ОЗ от 05.12.2014 года "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Вологодской области")

  • отсутствие условий для реализации основных жизненных потребностей граждан,

     достигших пенсионного возраста и сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту,

     которые являются одиноко проживающими в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям, 

      либо не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания.