разъяснения по 442-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
вступил в силу с 1 января 2015 года
и заменил собой федеральные законы
от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Основные понятия, которые используются в законе
- социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
- социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
- получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
- поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
- стандарт социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
- профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Права и обязанности получателей социальных услуг
- Получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) участие в составлении индивидуальных программ;
7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9) социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 Федерального закона.
- Получатели социальных услуг обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
Права и обязанности поставщиков социальных услуг
- Поставщики социальных услуг имеют право:
1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;
3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;
4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.
- Поставщики социальных услуг обязаны:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и иными нормативными правовыми актами;
2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии
с индивидуальными программами и условиями договоров,
заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований закона;
3) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со статьей 21 закона №44-фз;
4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию
об их правах и обязанностях,
о видах социальных услуг,
сроках,
порядке
и об условиях их предоставления,
о тарифах на эти услуги
и об их стоимости для получателя социальных услуг
либо о возможности получать их бесплатно;
5) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
6) предоставлять уполномоченному органу субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг;
7) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со статьей 22 закона №442-фз;
8) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
9) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания;
10) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания;
11) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
12) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг;
13) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание.
- Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
Принципы социального обслуживания
- Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
- равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
- адресность предоставления социальных услуг;
- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
- сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
- добровольность;
- конфиденциальность.
Система социального обслуживания
- федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;
- орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных законом полномочий в сфере социального обслуживания;
- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации;
- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющиех социальное обслуживание.
Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг
- Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей.
Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- С согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме,
допускается передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в
интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и
официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
- Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Формы социального обслуживания
- социальное обслуживание на дому;
- полустационарное обслуживание - предоставление соцуслуг в определенное время суток;
- стационарное обслуживание - предоставление соцуслуг при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании получателя социальных услуг (далее -ПСУ) в организации соцобслуживания.
Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг
исходя из потребности гражданина в социальных услугах.
С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании,
орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации,
определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и
составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
Социальные услуги предоставляются на основании договора,
заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем.
В субъектах Российской Федерации формируются и ведутся
реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг.
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги.
Обстоятельства, при наличии которых граждане
признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 фз № 442)
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации:
Для Вологодской области это (согласно статьи 2 закона 3493-ОЗ от 05.12.2014 года "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Вологодской области")
- отсутствие условий для реализации основных жизненных потребностей граждан,
достигших пенсионного возраста и сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту,
которые являются одиноко проживающими в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям,
либо не имеют детей или дети которых, обязанные содержать их по закону, не могут осуществлять уход за родителями в силу своей нетрудоспособности либо отдаленности проживания.